6 июля 2011
С. А. Четвертаков
В этом разделе мы демонстрируем возможности теории Маслоу-3. В настоящем разделе мы используем представления о низших потребностях древнейших пралюдей – гоминид (от дриопитека, проконсула, рамапитека и австралопитека до архантропов включительно – от 20 млн. лет до 500 тыс. лет назад). Здесь мы можем продемонстрировать механизм модификации и направление естественного отбора в развитии человека. Именно новое представление о потребностях предчеловека по Маслоу дает целостную картину (и причины) генетического реформирования тела и психики (мозга). В настоящем разделе мы кратко приводим новые аргументы для антропогенеза.
Фактически мы осваиваем новую методологию исторического анализа. Она заключается в фиксации изменения окружающей среды или просто среды в некотором известном нам смысле и в выявлении тех новых потребностей, которые запускает то или иное обстоятельство или фактор среды (природной, социальной и т. п.). Определяя возникшую (актуальную) потребность, мы далее исследуем обнаруженные прачеловеком средства удовлетворения потребности. В системе Арнольда Тойнби эта техника именовалась «вызовом» (среды) и «ответом» (человека и общества) на него. Наш подход отличается или дополняется тем, что мы пропускаем среду через психологию индивида и общества из индивидов. И тогда вариативность возможных гипотез резко сокращается. Это касается нашей демонстрации Маслоу в целом.
Теперь об антропогенезе как фрагменте демонстрации. В древнем «медленно развивающемся» мире (в миллионы и сотни тысяч лет) мы в дополнение к сказанному выше обязаны предполагать в ответе на вызов генетическую модификацию гоминид (рамапитеков, австралопитеков, человека умелого Homo habilis и архантропа или Homo erectus) в естественном отборе. В отличие от других и следующих разделов этого демонстрационного проекта мы приводим указания на генетические последствия тех или иных адаптивных «решений» в антропогенезе.
Стоит отметить и особенности генетических изменений в антропогенезе. Скорость естественной эволюции возрастает у человека в сравнении с биомиром в связи с более активным приспособлением к изменению среды – более сильной адаптацией у протоантропа в сравнении с биологическим видом.
Труд или сама активность человека, его воздействие на среду или активное сопротивление среде через новые инструменты (усилители) природной активности – т. е. большая адаптация через активное собственное действие – прямохождение (бипедия), развитие мозга, мышления и развитие рук и активности – ведет к изменению принципа естественного отбора, в котором собственно активность гоминид возрастает в роли направления генетического развития. Труд ведет к более активному отбору (экземпляров, особей) как части преодоления среды или даже изменения среды (выживания). Удовлетворяя свои потребности, прачеловек меняет себя (освобождает руки в прямохождении). А при активизации рук в естественном отборе изменяются и возможности рук, и возможности мозга как центра адаптации. Этого нет в массе у других видов представителей жизни в природе.
В этом материале по недостатку времени мы сознательно не касаемся хронологии представленных состояний гоминид, оставляя объемную тему специалистам-антропологам. Развиваемое ниже представление было изложено нами ранее в более простом, но пространном виде до построения теории Маслоу-3
Мы обозначаем те потребности, которые используем, следующим образом:
ПБ1 – потребность отсутствия страха смерти или отсутствия боли;
ФП – физиологические потребности (жидкость, пища, терморегуляция);
ПБ2 – потребности в безопасности 2 как страх недостатка ресурсов удовлетворения ФП в будущем (удовлетворяется накоплением запасов, гарантирующих надежность текущей жизни - удовлетворения физиологических потребностей в будущее время).
Пребывание на деревьях и питание плодами и листвой тропического леса включает свои угрозы. Обычной является опасность приближения в листве ядовитых змей или вредных насекомых.
Реакции на
такие угрозы для прачеловека включали совершенно необычные в природном мире
формы поведения или реакции. Это реакции наряду с криками, бегством включали бросание листьев и обломков веток (т. е.
использования средств внешней среды).
Возможно, впервые или достаточно редко животное использует не свои генетические органы и части тела для защиты, а предметы внешней среды. Мы уверены, что уже здесь заложено начало трансформации отношений животного в отношении со средой в новое состояние, более высокое, чем обычное в животном мире. Предметы среды используются для защиты с применением довольно развитых и дифференцированных передних конечностей. Возможная причина – выгодное развитие конечностей и соответствие уровня угроз (змей, насекомых), удобства материала, постоянно пригодного в ситуации защиты на деревьях. В момент угрозы, как мы знаем, возникает низшая потребность в безопасности 1 (ПБ1).
Состояние 1. Начальное состояние пребывания гоминид или предчеловека в
тропических лесах
Таблица 1
Состояние или
действие |
Опасная ситуация |
Актуальные
потребности |
Вынужденные
действия и практика |
Следствия влияния на генетические изменения
(естественный отбор) |
Начальное пребывание в среде тропических лесов |
Угроза нападения змей или насекомых |
ФП –> ПБ1 |
Бросание листьев и сломанных веток во все стороны или в сторону опасности |
Развитие передних конечностей и системы управления от мозга к использованию конечностей |
2.Опасности на мелководье или в болотистой местности – орудия защиты: причина первого труда изготовления орудий.
При разрежении тропического леса возникает
необходимость спускаться с деревьев и часть времени пробегать по земле.
Необходимость спускаться на (всегда влажный) грунт тропического леса или идти вдоль водных и топких мест (о саваннах – позже) означает новое состояние. Возникает необходимость проходить часть пути по топкой поверхности. Такое предположение возникает в соответствии с известной гипотезой о причине прямохождения – длительном движении по заболоченной или водной до полуметра поверхности в период антропогенеза.
В новом состоянии возникает новая опасность – приближение в воде или болоте гадов и змей, пиявок, возможны встречи с опасными рыбами-хищниками. Эта опасность должна сниматься как и ранее бросанием палок или камней, использованием палок с заостренным концом, чтоб отбить нападение.
Мы можем предполагать, что в начальный период у преантропа формируются ощущения новой и постоянной или очень частой опасности, что в воде или болоте много больше опасностей, чем в зоне кроны деревьев. Добавим к тому, что преантроп, привыкший к быстрому движению по веткам, не способен еще быстро передвигаться в воде или в болотистой местности. Это означает, что отбившись от одной твари, преантроп продолжает ощущать опасность нападения любой другой. И такое ощущение опасности остается очень высокой. Оно влечет практику и привычку после броска своего оружия заостренной палки или ветки немедленно искать и брать в руку какой-либо аналогичный предмет или обломок ветки. И это обеспечивает минимальную защищенность прачеловека на ближайшие минуты.
Если такое ощущение опасности или страха возникает часто, то прачеловек снимает страх и ощущает состояние относительной безопасности (готовности к защите), когда берет в руку обломок палки, кости или острую палку. Таким образом, высокая частота опасности и потому расходования (использования) таких палок образует и высокую частоту и практику ПОИСКА палок необходимой для практики формы как средство готовности и успокоения; Так формируется удовлетворение почти постоянно неудовлетворенной в начале пребывания на грунте или в воде после спуска с деревьев потребности безопасности уровня 1.
ЧАСТАЯ практика поиска ПРЕДМЕТОВ НЕОБХОДИМОЙ ФОРМЫ на местности, где предмет встречается НЕ ЧАСТО или доступен в готовом виде не часто, образует интенсивную работу воображения по представлению нужной формы предмета. Заостренная палка изначально есть предмет поиска, а позже предмет выделки, изготовления.
Уже до того прачеловек мог сломать палку или ветку находясь на дереве, теперь он ломает в случае необходимости ее специально и в этом уже проявляется его первое мышление – сформировать палку нужной длины, прочности, и заострить ее.
Как известно, работа воображения является основной сутью различных игр (детенышей) как копий известного поведения старших и у млекопитающих. Игры способствуют развитию образного мышления даже у животных. Стоит ли говорить, что для прачеловека образное мышление превратилось в удовлетворение потребности по много более частым и, главное, по весьма критическим и обстоятельствам. Впервые мы видим воображение не как игру (в спокойном и безопасном состоянии), а как форму поведения для снятия страха самого высокого уровня, работы воображения как средства спасения и успокоения.
Способность к мысленному представлению предметов (обобщению формы) и превращению представимого образа в реальную форму с помощью труда передних конечностей стала актуальной частью выживания, а потому и естественного отбора при развитии центральной нервной системы в целом. Здесь естественный отбор работает очень эффективно – тот, кто опоздал (с воображением и его использованием), тот проиграл (жизнь). И потребность в таком естественном отборе у гоминид в этот период много превосходила значение обычного в живой высокоразвитой природе «предкультурного» поведения – обучения и приобретения традиционных форм поведения, научения взрослому поведению детеныша в процессе игр. То же с прямохождением. Занятые защитой передние конечности требуют стоять на задних. Безопасность важнее неудобств прямохождения. Отсюда и вынужденный рост роли передних конечностей. Цена неудобства – освобождение от страха (ожидания боли – об утрате жизни наши особи еще не «думают»).
Состояние 2. Опасности на мелководье
или в болотистой местности
Таблица 2
Состояние или
действие |
Опасная или
актуальная ситуация |
Актуальные
потребности |
Вынужденные
действия и практика |
Следствия, влияющие
на генетику и культуру |
Генетические
изменения |
Начало потепления – разрежение лесов и необходимость передвигаться по влажной земле или болотистой местности, при недостатке плодов и листьев – кормясь живностью в воде. |
Спуск на мокрый грунт или в болотистую местность. Угроза нападения |
ФП –> ПБ1 |
Постоянный или очень частый поиск заостренной палки или кости для того, чтобы отбиться от нападения |
Формирование представления о потребной форме предмета, который следует найти или сделать руками |
Прямохождение и освобождение и развитие передних конечностей в труде. Развитие воображения для поиска формы предмета и позже его изготовления. Развитие состояний предвидения ситуации, воображения формы и создания необходимой формы |
3.Охота на мелководье или в болотистой местности – орудия охоты – вторичное использование орудий защиты
Усложнение среды – вода речного берега или тропическая топь под ногами делает выгодным отдалить голову от поверхности – это более безопасно. То же и в саванне – поднять голову выше уровня высокой травы. Это же обеспечивает перестройку головы и ее крепления к телу генетически, уменьшает количество мышц, удерживающих голову горизонтально, уменьшает вытянутость губ и челюсти, чтобы брать пищу губами – в новых обстоятельствах прачеловек подносит пищу ко рту передними конечностями.
Второе основание для поиска палки (и моделирования формы в мышлении, воображении) и, конкретно, заостренной палки – это сам процесс добывания корма в мягком грунте речного ила (моллюсков, червей или поимки рыбы). И это уже потребность удовлетворения физиологической потребности голода – сама охота. И тогда использование орудия ловли или поиска в грунте пищи – это удовлетворение менее критичной потребности - ПФ. Но это продолжение потребности 1, это вторично в отношении уровней потребности..
Состояние 3. Охота на мелководье
или в болотистой местности
Таблица 3
Состояние или
действие |
Опасная или
актуальная ситуация |
Актуаальные
потребности |
Вынужденные
действия и практика |
Следствия, влияющие
на культуру |
Генетические
изменения |
Движение по мелководной среде как среде питания (охота и собирательство) |
Недостаток растительной пищи на деревьях в момент пребывания на земле |
ФП |
Удовлетворение голода с помощью орудия (трудом поиска или изготовления) |
Появляется культура охоты или использования орудий для удовлетворения второго уровня потребностей – (ФП) |
Развитие мозга Прямохождение
Любовь к воде |
А поиск или приготовления орудия пропитания в ситуации относительной сытости есть удовлетворение потребности безопасности 2 – ПБ2. И здесь прямое удовлетворение голода выбором палки для немедленной ловли есть еще сама операция удовлетворения голода.
Но тщательное изготовление гарпуна, которое ведется в сытом состоянии уже есть опосредующее голод действие – заготовка орудия впрок и на будущее, это уже прогнозирование потребности голода как страх голода или необходимости к нему подготовиться.
4.Изготовление орудий возле рек или в саванне – изготовление орудий для охоты впрок, расширение состава материалов
Только далее возрастает практика проб материалов для применения предмета требуемой формы – новый этап – использование вместо палок – нового материала – костей рыб или костей обглоданных животных (Дарт). Расширяется круг материалов для орудий труда.
Переход от
владения палкой в целях минутной безопасности к цели дневной и постоянной безопасности
или цели охоты образует формирование новой
потребности безопасности типа 2.
Состояние 4. Подготовка орудий
охоты на мелководье или в саванне
Таблица 4
Состояние или
действие |
Опасная или
актуальная ситуация |
Актуальные
потребности |
Вынужденные действия
и практика |
Следствия, влияющие
на культуру и практику |
Генетические
изменения |
Движение по мелководной среде как среде питания (охота и собирательство) |
Удовлетворенный голод, при котором орудие труда расходуется и на новый момент отсутствует |
ФП -> ПБ2 |
Удовлетворение страха будущего голода с помощью заранее приготовленных орудий охоты (трудом поиска предмета нужной формы его или изготовления) |
Появляется культура предварительного (до охоты) приготовления орудий охоты или использования труда для удовлетворения третьего уровня потребностей |
Развитие мозга по более слабым страхам и их торможению |
Саванна, возникающая в связи с потеплениями за несколько миллионов лет, усиливает необходимость иметь постоянные орудия (защиты) и теперь охоты. Саванна с ее высокими травами (в дождливые сезоны) ведет к необходимости занимать постоянно вертикальное положение, вытягивая голову поверх травы, чтобы наблюдать за передвижением опасных и полезных животных. И это еще более усиливает прямохождение.
Пребывание в саванне связано с новой опасностью. Саванны – сухие часто открытые места создают опасность ночного нападения кошачьих. Ответом оказывается выбор безопасных мест для ночевок и стоянок – под скальными выступами и склонами, позже в пещерах. – это уже новое и более мощное удовлетворение потребностей безопасности типа 1 и 2. Хищники семейства кошачьих не могут взбираться по каменистым сухим склонам, когда при нападении ночью большая часть первобытного стада карабкается вверх по склонам (ПБ1).
Но заботиться о месте стоянки следует загодя – ДО НАСТУПЛЕНИЯ НОЧИ. Мозг использует предположение, представление, воображение или прогнозирование нападения в будущем. И это означает практику развития в мышлении средств удовлетворения потребности безопасности уровня 2. Саванна знакомит будущего человека и с новой пищей – крупными травоядными животными, обглоданными и брошенными хищниками. Еще слабому прачеловеку достаются только брошенные хищниками кости. А кости имеют сладкий костный мозг. Его можно добыть только более твердым орудием, чем кость. И здесь помогает тоже новая среда – саванна. Выбор ночевок у каменистых склонов ведет к знакомству с новым материалом – камнем (культура галек). Преобразование отколотого куска в удобное рубило для дробления костей животных дает возможность извлечения костного мозга из костей обглоданных и брошенных животных. И все это – продолжение той же структуры – обогащение средств удовлетворения потребностей ПБ1, ФП, ПБ2.
Переход к мясной пище вызван длительным ухудшением объемов традиционной растительной пищи тропических лесов (плодов и листьев) и возможными многократными похолоданиями. Но переход уже продолжает культуру поедания речной рыбы и пресмыкающихся, земноводных, улиток, моллюсков, яиц птиц, черепах и т. п. При уменьшении водоемов и иссушении саванны прачеловеку не хватает мелкой живности (мало воды - нет рыбы и речной живности). Тем более, мало кореньев и фруктов (на мелколесье). И преантроп начинает использовать брошенные останки крупных травоядных животных. Таким образом, закономерным условием освоения камня становится 1) иссушение тропических лесов; 2) голод при недостатке растительной и традиционной животной пищи; 3) связанный переход к движению по сухим грунтам с опасностью от семейства кошачьих, средством от которых стали скальные вертикали; 4) использование остатков крупных травоядных животных, отбросов от охоты хищников.
Огонь как функция ледникового периода. Знакомство с огнем вызвано наступающими похолоданиями. Обычные животные боятся огня и вообще жара. Но прачеловек уже освоил страх и средства справляться с ним, если это необходимо. Например, прачеловек уже спускался в страшное болото, когда это было необходимо, и он уже умеет в массе рисковать. ПОСЛЕ ЭТОГО и если холодно, прачеловек способен подойти ближе к огню и не только согреться, но и тронуть его (как опасность) своим орудием – палкой. Игра палкой, которая загорается от огня костра – это и путь к пониманию костра и к поддержанию столь желанного тепла надолго. Осталось тоkько заготавливать новые палки и бросать их в опасный (или уже желанный?) огонь. Так в момент похолоданий становится актуальным знакомство прачеловека с огнем как полезным средством согревания возле остатков пожара (сохранение тепла и терморегуляция – это ФП).
Интерес к огню, длительное использование и поддержание костра есть приспособление к периодам ледниковых похолоданий. Но такая возможность для прачеловека наступает только после уже длительной практики поиска и изготовления палок требуемой формы (как возможного прообраза дров) и только после тренировки на рискованные действия и только после типовой «борьбы с врагом», кем бы он ни был.
Далее период освоения огня дает человеку новую и постоянную практику для мозга – планирование текущих запасов сухого топлива для текущего костра и проведение заготовок топлива к холодным зимним периодам. А забота о сохранении тепла на будущее – это ФП –> ПБ2.
Отсюда же далее возникает применение полезного свойства огня – его боятся хищники. Костер и тем более зажженная от костра палка в руках преантропа оказывается и средством безопасности от хищника ночью (ФП –> ПБ1).
Использование огня для приготовления мяса. И еще позже остатки мяса, попавшие в костер, становятся открытием возможности облегчить приготовление мяса для усвоения. Как мы видим, процесс развития расширяет и обогащает прачеловека и генетически (развития мозга, прямохождения, рук, усвоение сначала рыбы и моллюсков, позже мясной пищи, привыкание и любовь к воде, к огню, к мясу) и в культурном плане (расширение материалов для орудий и технологий удовлетворения низших базовых потребностей). Уже на разворачивая таблиц далее мы можем добавить новые генетические изменения, которые прачеловек приобрел в новой практике.
Это стремление иметь замкнутое пространство для отдыха и сна: наличие хотя бы одной стены под боком или гнездо, берлогу, пещеру, шалаш – какое-то замкнутое пространство (жилье).
Это любовь к воде и к играм в воде, удовольствие слушать шум воды или ручья.
Это любовь сидеть возле костра (в полутьме или в темноте).
Использованная литература:
Владимирова Э. Д. Антропологические
концепции современной науки. Ч. 1: палеоантропология / Э.Д.Владимирова. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2007. – 103 с.
© С. А. Четвертаков, 2011