Возможные ответы на возможные вопросы
(заранее заготовленный материал, розданный
слушателям доклада С. А.
Четвертакова, на который делались ссылки в ответах автора на вопросы по
докладу)
Тезис: население на данный момент в основной своей массе, находится в таком
материальном и психологическом состоянии, что основные интересы народа лежат
не в области конструктивного созидания условий для собственной рациональной
хозяйственной деятельности, а в области исключительно конечного потребления.
Ответ. К примеру, по данным “Известий” от 28 дек 1999, стр.3 “главным, что
сегодня хотят получить петербуржцы в результате политики властей, является
“увеличение зарплаты и доходов большинства работающих” (это мнение 63%
опрошенных). Остальные ответы - 25% за развитие образования и культуры
(вероятно, работники нищих сфер образования, здравоохранения и культуры и ,
наоборот, боящиеся роста преступности состоятельные средние круги), - 9% за
строительство дорог, мостов и инфраструктуры отражают интересы нашедшего себя
среднего класса. Вне Питера отношение к конечному потреблению как к главной
цели еще более широко распространено. В “Известиях” от 13 янв 2000 (“Россияне
ожидают социальных реформ”) по данным репрезентативного опроса АРПИ от 7-9
января лишь 19 процентов россиян желали бы возвращения страны на путь
социализма, ...всего 13 процентов...являются сторонниками продолжения нынешнего
курса реформ, а “50 процентов высказываются за проведение реформ социальной
защиты населения”, 18 процентов не имеют мнения о предпочтительном пути России.
Другими словами, социалисты вместе с просящими новой реформированной социальной
помощи несчастными и не знающими, куда идти, образуют в России до 87 процентов,
в 98 году их было 90-95 процентов.
Тезис. Азиатские и рабовладельческий уклад
в истории России XX века. “Между тем многонациональность
является в данном случае реальным остатком (и даже не атавизмом)
рабовладельческого способа производства и вместе с хозяйственным укладом
ярко выраженного государственного (или “азиатского”) способа производства
пронизывает весь 20-й век России-СССР”.
Ответ. Доказательством являются такие элементы государственного рабства,
как масштабы принудительного использования (постоянно до 10 млн.) заключенных
ГУЛАГа “вусмерть” на производственных и строительных работах (30-60 гг),
принудительное переселение ряда народов (геноцид), военная политика прохождения
воинской службы вдали от места жительства, кадровая политика назначения
заместителей господствующей национальности, ограничения в обучении военным и
стратегического назначения профессиям, имперская организационная
государственная структура и даже частновладельческое рабство и заложничество на
Кавказе, и такие элементы азиатского способа, как тотальное
“фондирование” - полная концентрация и централизованный учет всей производимой
продукции и последующее централизованное распределение ее (кроме веников), т.е.
натуральное распределение; гипертрофированная роль производственной “общины” -
“трудового коллектива” с распределением множества продуктов, услуг (дефицит,
“очереди” на жилье и т.п.) и работ (по повинности) через общину; труд на
государство как обязанность(борьба с тунеядством) и в виде массовых натуральных
повинностей работоспособного населения на дополнительных работах в сельском
хозяйстве (“шефская помощь”, стройки) и как массовое использование молодежи
призывного возраста на низкооплачиваемой работе в режиме трудовых или воинских повинностей,
школьные и студенческие отряды (хлопок, стройки, уборка урожая) и строительные
войска (стройбаты) не менее миллиона чел. Таким образом, специалистам по
истории понятно, что экономическим и социальным реформам в России мешали и
мешают самые архаичные хозяйственные формы, эти формы и погибают первыми, как
самые неустойчивые, мешая остальным формам развиваться. Свой корректирующий
взгляд на исторический процесс в России и ее межнациональные отношения, в
частности, и на формационную теорию исторического материализма, в частности,
новый подход, включающий представление о рабовладельческом и феодальном
способах производства, автор надеется когда-нибудь опубликовать.
Тема. Перспективы изоляции Северо-Запада России
Ответ. Проблема
регионализма для России в целом автору видится следующим образом.
Государственная власть в России при отсутствии реформ ослабеет и сделает
необходимым развитие местного законотворчества, самоуправления и реформ. После
того, как наилучшие образцы реформ в регионах начнут стихийно распространяться
по другим субъектам федерации, российская государственность восстановится
снова, по крайней мере в масштабе регионов с преобладанием русского населения.
В отличие от Западной Европы и ее географии и истории, обширное пространство
России без ярко выраженных естественных препятствий (рек, гор) делает абсолютно
нереальным формирование устойчивых отдельных русских государств. А значение
Петербурга как связи России с Западом тем более гарантирует включение региона в
ядро любого будущего большого государства. Любое из удельных княжеств: Псков,
Великий Новгород, Тверь, Москва, Карела, Архангельск - почтут за честь сидеть у
петровского окошка. Мы обречены быть частью России, потому что не отделены с
юга Арденнами или Па де Кале. Более того, если говорить о достижимых целях
государственникам и просто нормальным гражданам в России следует активно
сражаться всегда именно за целостность русских областей, особенно против
феодальных попыток запрета вывоза хлеба из регионов, а не за формальное
единство законодательства внутри федералов других национальностей. Более того,
ряд законодательных сфер (частная собственность на землю, жилищное и трудовое
законодательство), если в ближайшем Дума не начнет реформы, логично вывести из
границ федерального уровня и опустить на уровень регионов. Вывести формально
или фактически. Это откроет дорогу для местного законотворчества регионов по
аналогии и в соответствии со сбывшимися надеждами отцов-основателей
Северо-Американских Штатов, которые сознательно это делали для пресечения
излишней концентрации федеральной власти в большой стране.
Тезис: В истории нового времени уже имеется немало примеров влияния идей на
ускорение или торможение развития общества. Среди наиболее громких стоит
упомянуть - протестантизм (ускорение) и марксизм и социализм как
государственная система (торможение).
Раскрытие. Распространение протестантизма. Со времени Вебера стало широко распространенным
убеждение, что протестантизм явился причиной того, что капитализм так
естественно вошел в культуру народов, освоивших эту ветвь христианства. Зона
уверенного движения капитализма в Европе действительно определена зоной
распространения протестантизма в форме лютеранства и кальвинизма. Для нас факт
зарождения и успешного распространения протестантизма в Европе всего лишь
отражение уже накопленного жизненного опыта населения новых городов, городской
буржуазной культуры, вырабатывающей свою новую этику и отношение к жизни. Новая
христианская ересь - отражение объективной потребности новых “европейцев” в изложении
жизненных целей и средств их достижения. Суть этики состоит в приоритете
личного труда и бережливости, в тщательном использовании Богом данных индивиду
ресурсов и в личной ответственности верующего перед Богом за свою судьбу. По
сути протестантизм выполнил функцию мобилизации личности и тем самым членов
всего общества, но через личность - мобилизацию на самодеятельный труд в момент
окончательной ликвидации соседских сельских общин, в момент ослабления
социальных функций городских ремесленных общин, в момент кристаллизации
самодеятельной личности. Протестантизм завершил трансформацию христианского
государственного сознания Римской империи, которое прошло через католическое
вероисповедание средневековых государств с его промежуточным рыночно - общинным
мышлением (от иезуитства и сожжения инакомыслящих, от крестоносных идей
завоеваний святых мест, через и сквозь общинную идеологию до рыночных платных
средств спасения состоятельных граждан в Царстве Божьем - индульгенций). Итак,
протестантизм мобилизовал защитные механизмы личности в Европе. Стоит ли
говорить о том, что мобилизующие идеи личного труда и полной ответственности
индивида за свою жизнь актуальны и для сегодняшней России именно в момент,
когда распадающаяся ткань государства оставляет народ, ждущий помощи и
руководства, в недоумении. Протестантизм отразил потребность в таком
критическом взгляде внутрь личности и явился по сути таким взглядом. А затем,
мы знаем, эта концепция сама в процессе распространения глубоко повлияла на
регионы охвата и ускорила их развития. И это уже не вполне материализм. Такова,
например, Финляндия, которая в тот момент не имела развитой городской культуры,
но испытывала шведское культурное влияние. Хотя можно со значительной степенью
уверенности утверждать, что восприняли эту концепцию только общества,
находившиеся примерно в одной фазе социокультурного развития (соотношение
государственной власти и независимого частного имущества, например, частного
землевладения). Как пример, для историка и социолога существенно, что греки не
смогли и не захотели использовать изобретение паровой машины для облегчения или
экономии труда, а европейцы - захотели. По аналогии можно предполагать, что
идеи протестантизма охватили ту зону, которая была для него потенциально
естественной, готовой к усвоению. И это, похоже, снова материализм.
Распространение марксизма. О том, что идеи коммунизма привились именно в зонах
разрушающейся сельской соседской общины в начальной фазе разрушения и при
отсутствии опыта развитого частного землевладения, в западной литературе
говорилось неоднократно. Существует даже теория “уходящего автобуса” (кто
опоздал в него сесть, тот никогда уже на него - автобус “в социализм” - не
сядет) Решение населения о “социализме” - обойти тяготы и стрессы
индивидуальной борьбы за выживание в городе после тепла сельской общины и
вернуть в городскую цивилизацию традиции общины и защищенности -, было
укреплено гигантской верой в силу рациональных выводов науки и научного решения
социальных проблем, о котором одним из первых заявил Маркс. И большую роль в
российском освоении Маркса сыграла российская разночинная интеллигенция - т.е.
государственные служащие, далекие от идей рынка, промышленности и боящиеся и
презирающие рынок, как представители имперского государства. С ними объединилась
вся крестьянская Россия - 90 % населения России, не изжившая еще общину, и с
вожделением смотревшая на бывшую “обчую” дворянскую землю в момент недостатка
земли. Кроме того, дворянская интеллигенция, 50 лет паразитировавшая на
выкупных платежах и отвыкшая от энергичной самодеятельности, не смогла ни
отстоять свою землю как частную собственность (Бунин, Куприн), ни поддержать
новый развивающийся капиталистический уклад (Толстой, Чехов -“Вишневый сад”).
И, пожалуй, наиболее страшной (архаичной и совершенно не соответствующей
материализму Маркса и с позиций самого Маркса) стороной марксизма явилось
требование решать задачи социального развития (государственной) силой -
диктатурой пролетариата. Таким образом, европейская идея, не годная для
либеральной Европы, выброшенная ею на свалку, была, можно сказать, подобрана и
нашла поддержку и невиданное развитие в своей зоне “соответствия” - в стране,
где не привыкли к рынку и боятся его, к стране, где любят силу и готовы к
силовым действиям или подчиняться силе, в стране, где едва научились читать и более
склонны безоглядно верить во что-то, и в частности, в именуемое “наукой” и
надеяться на науку, чем думать и примерять любую науку, любые идеи и рецепты
к своим личным возможностям и потребностям. Поэтому для региона, готового
сохранять старые принципы и ценности хотя бы в новой оболочке названий и мифов,
реакционные идеи могут укрепиться многократно и принести неисчислимые беды. Но
они - идеи отрицательного заряда - и дополнительно сдвигают общество в
ментальном отношении назад. При том, в других отношениях общество все равно
продвигается вперед (например, рост технической культуры и выравнивание
социального уровня при тенденции к общему обнищанию в финале). Пример
марксизма - это пример колоссального влияния даже некорректных идей на мир
глобально - это пример вместе с предыдущим и с другими, для обсуждения
которых нет времени, - демонстрирует рост роли идей и рефлексий в общественной
жизни и даже ментальности народов. Итак, идеи способны потрясать общество,
вести его в голубые дали, навеять “человечеству сон золотой”.
Идеология и материальные условия очень быстро
- за десять-тридцать лет может сильно повредить общество, можно только
предположить, что время , в которое общество может стать более деловым и
ответственным - ненамного длиннее. Для примера приведу фашистскую Германию в
целом и опыт граждан ГДР за период 49-90 годов. Плохому научить можно быстро..
Есть и положительный опыт смены ментальности турецких рабочих и турецкого
общества в целом после челночной миграции в Европу на заработки.
Сказанное материалистом в определенной мере
уменьшает роль материализма и увеличивает роль идей, идеализма, или даже
позволяет говорить о некоей правоте Гегеля о развитии духа, о том, что роль
духа в истории общества непрерывно растет. Но для материалиста идеи не
самоценны, не самоактивны, они отражение интересов и потребностей людей и
потому реализуются даже будучи неверными с одной (вполне материалистической)
оговоркой - идеи, которые неверны концептуально, которые не учитывают
особенности материального хозяйствования, не учитывают коренные интересы и
потребности людей, рано или поздно войдя в противоречие с этими интересами,
терпят крах!
И потому идеи, для восприятия которых
общество готово, также могут обеспечить решительный сдвиг в социальном и
психологическом развитии и ускорить материальный и социальный прогресс..
Таким образом, мы объединяем или пытаемся
учесть и примирить в одной связке и материалистические и идеалистические (с
приматом причинно-следственной основы) конструкции.
Тезис: К вопросу о средствах воспитания оптимизма. Примеры в истории
Раскрытие. Для противников искусственности в воспитании нужных
черт населения приведу два примера - из нашей и из “той” жизни.
Военно-патриотическое воспитание граждан в СССР, как и в Китае и в Северной
Корее - это всегда система, кстати, секретная, включающая и государственные
праздники и (во многих случаях мало исполнимые) льготы ветеранам и военные игры
“Зарницы” и “наглядную агитацию” вплоть до стометровых скульптур, даже с
навязыванием поездок такси дворцов бракосочетания молодоженам к местам
революционной и боевой славы и т.п. О том, что наше общество - это общество
постоянно воспитываемого и уже приобретенного пессимизма - думаю, сомнений у
присутствующих нет.
И второй пример - не наш. Когда вы смотрите
любые фильмы американского кинопроката о современной жизни, вы всегда увидите
среди героев людей черного цвета кожи и, как правило, не только плохих. Среди
них есть и генералы, и начальники полиции. Так американцы сцепляют. скрепляют
воедино свои народы. Замечу, что разница между Россией и США принципиальная - в
США, кроме индейцев, нет этносов с локализованным местом жительства и отдельным
языком, например, как в Косово, Чечне или Квебеке. И все равно отметьте, что
народ США или некоторые его ведущие слои делают многое, чтоб стереть
отчужденность, которая все же, вероятно, имеет место.
Итак, искусственные и даже идеологические
приемы, если они не слишком дороги технически, также могут быть в нашем
арсенале.
К теме: Гражданин и государство. Потребность уважения
Раскрытие. О неуважении. О нарушении чувства достоинства
человека в России. Это у нас от недалекого и прошлого рабства. Вспомним, что
наш народ часто вспоминает об уважении лишь в положении риз и на уровне вопроса
“Ты меня уважаешь?”. И это потому, что только в этом состоянии смел. Вспомним,
что в России никогда не было нормального обращения к простому народу: до
революции - “Гришка, Колька”, в лучшем случае по профессии “извозчик”,
“половой” или нежное женское “солдатик” в сравнении с “Ваше благородие” и
официальным сословным в судах “крестьянин Курской губернии Льговской волости
Иван сын Петров”, есть и другие сословные - “мещанин”, “купец второй гильдии”,
в советский период появилось “гражданин”, но в жизни оно используется только в
следственной и судебной практике - дополненное и развитое лагерями “гражданин
начальник” и “гражданин следователь, прокурор”. Дореволюционное “дама” и
“девушка” не универсальны, так же как и “товарищ” на улице, к женщине “товарищ”
не подходит, да и слово техническое - это что-то, вроде коллеги по бизнесу.
Послезастойное “мужчина” и “женщина” ничем не лучше, а каково “мент поганый” -
слово снизу? Во всей этой истории формирования обращений друг к другу нет
главного - уважения между общающимися. На наших заседаниях уже прозвучала мысль
о том, что слово - “господин” должно быть обязательным со стороны чиновника к
жителю. Нам следует это оформить в виде четкой формулы.
К теме: Еще в
обоснование информационного фактора
Раскрытие.
Способствовать сезонной и временной
трудовой миграции рабочей силы в Европу. Для смены отношений народа, далекого от рыночной экономики к ее
институтам, к частной собственности, к демократии , в настоящее время большое
значение имеет естественная или сезонная миграция рабочих этого народа в
более развитые страны и обратно. По сути это самый типичный и демократичный
механизм распространения технологической и организационной культуры. Возможно,
стоит именно для представления о жизни за рубежом организовывать из городков со
стоящими заводами бригады из молодых рабочих для сезонной работы в Европе.
Можно напомнить, что Турция является,
пожалуй, самой развитой исламской страной с точки зрения ее близости к Европе.
Миллионы турецких иммигрантов в Европу, их ознакомление с европейским образом
жизни и возврат на родину в значительной степени изменили характер труда
турецких рабочих, в определенной степени повлияли на дальнейший характер
внутриэкономического и политического развития Турецкого государства. Европа в
этом отношении за последние полвека повлияла и на Италию, на Испанию, на
югославские народы и Грецию. Является ли это реальным путем для России?
Вероятно, нет, поскольку Россия слишком большая страна с точки зрения
европейских государств. Она рассматривается ими и как потенциальный противник,
и уже поэтому об объемной иммиграции не может быть и речи.
Но не надо думать о том, что наши люди будут
отдавать силы чужаку. Важно, что они вернутся и уже не захотят жить по-старому.
Они будут переделывать свою страну. И себя.
Организовать обязательные бесплатные
ознакомительные поездки старшеклассников в Европу. Другим, но более ограниченным в масштабах является туризм.
Школьный туризм хорош тем, что в этом возрасте еще нет стереотипов, 1) посещение
стран с более высоким уровнем жизни полностью исключает возможность
формирования в последующем имперского сознания, прежде всего имперской гордыни,
самодовольства и самодостаточности, а также является прививкой против фашизма,
2) запускает критический механизм оценки окружающей в родной стране
действительности и 3) формирует стремление к ее совершенствованию.
Последнее 2) и 3) автор испытал на себе, побывав в Чехословакии в 1966 г. В
зависимости от времени пребывания и форм общения с местными жителями в
структуры мышления могут включаться и мировоззренческие представления. Самое же
ценное - в молодежном всегда активном сознании возникает мотивация на изменение
окружающего мира вместо восприятия его как нормы. Общество получает новые сотни
и сотни тысяч потенциальных его реформаторов. В этом заинтересовано
реформаторское государство, в этом заинтересованы и государства Европы.
Школьный туризм следовало бы организовать на государственном и
межгосударственном уровнях. Наилучший период поездки - это лето перед последним
годом учебы средней школы. Поездка должна быть бесплатной - на несколько дней
или добровольно с участием в сельскохозяйственных работах на более длительный
срок. Подростков везут в страны преимущественно той же климатической зоны.
Важнее вывезти молодежь из провинции и села, а не из столиц, где информации о
Европе больше.. Подросткам из сельских районов показывают, кроме культурной
программы, европейские семейные сельскохозяйственные фермы.
Думаю, что страны Европы как заинтересованные
в потенциальном сближении России и Запада, могли бы найти полезным,
подключиться финансами и лекциями, методическим материалами к таким программам.
Стоит напомнить, что одним из первых русских молодых людей, которые ездили на
Запад в познавательных целях, был Петр Великий. И что Россия два столетия 18 и
19 век постоянно посылала лучших своих учащихся на стажировку в Европу. По моим
предложениям в бытность Чубайса и Немцова формировались планы посылки на учебу
в Европу, но масштабы исполнения совершенно недостаточны.