© С. А. Четвертаков, 2018
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
1. ЭВОЛЮЦИЯ. АДАПТАЦИЯ. ПСИХИКА. ИНФОРМАЦИЯ
2. ПОТРЕБНОСТЬ. ПАМЯТЬ. НАВЫК. ЯЗЫК. СОЗНАНИЕ
3. ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛЧЕТ
Заключение
Литература
Предисловие к первому изданию
1.1. Жизнь и её определение
1.2. Появление нервной системы и психики в Эволюции
1.3. Что такое информация?
1.4. Определение психики и её дополнительные задачи
2.1. Понять психику, проектируя адаптивную машину
2.2. Первая функция Животного – самоснабжение энергией
2.3. Диспетчер поведения или потребность?
2.4. Вторая функция Животного – обеспечить безопасность
2.5. Предвкушение – первая функция Животного на опыте второй
2.6. Непустая память. Роль нового и изменений в среде
2.7. Функции Психики Живого и структура памяти. Ассоциации в модели
Винера
2.8. Навык. Его польза и его негативные следствия
2.9. Замещение потребностей спасает психику
2.10. Врожденное и приобретенное. Как учат детей
2.11. Функциональное значение эмоций у Животных
2.12. Воображения и Воля Животного – окно в сознание
2.13. О появлении Человека
3.1. История – рефлексы, цели или потребности
3.2. Появление теории. Основные идеи и путь к ним
3.3. Существует ли потребность устранения боли
3.4. Устранение страха боли как потребность безопасности 1 (I)
3.5. Физиологические потребности
3.6. Потребность обеспечения и запасов или безопасности 2 (II)
3.7. Потребность любви и принадлежности
3.8. Потребность принадлежности – отдельно
3.9. Потребность общения
3.10. Потребность уважения или безопасности 3 (III)
3.11. Метапотребности творчества
3.12. Потребность самоуважения или совести
3.13. Иерархия потребностей МАСЛЧЕТ в целом
1.1. Жизнь и её определение
1.1.1. Три вопроса к пониманию жизни
1.1.2. Открытая система не определяет свойств жизни
1.1.3. Ключ – Эволюция. Случайный рост и распад
1.1.4. Рост устойчивости и размера. Три функции Жизни
1.1.5. Адаптация как принцип отбора Живого и модель Винера
1.1.6. Воспроизводство как катализ в Мире РНК
1.1.7. Отличия адаптаций организма от его функций
1.2. Появление нервной системы и психики в Эволюции
1.2.1. Специализация материалов и клеток
1.2.2. Специализация органов у многоклеточных
1.2.3. Высшая специализация. Критерий – направленное движение
1.2.4. Эусоциальность Жизни – сбой Эволюции
1.2.5. Психика как высшая система управления
1.2.6. Психология – наука о функциях психики
1.3. Что такое информация?
1.3.1. Ощущение и поведение. Как и чем их связать?
1.3.2. Информация – что это такое?
1.3.3. Информация – это значимая оценка Среды?
1.3.4. Что сказал Винер. И как его не поняли
1.3.5. Информация. Получение. Ценность. Передача
1.3.6. Информация требует памяти – на какой?
1.3.7. Информация и Природа. Проблема соответствия
1.4. Определение психики и её дополнительные задачи
1.4.1. Дополнительные функции психики
1.4.2. Простая и высшая психика Животного
2.1. Понять психику, проектируя
адаптивную машину
2.1.1. Идея изложения – создаем психику сами
2.1.2. Адаптивная машина (АМ) – отличие от роботов
2.1.3. Необходимые элементы проектирования
2.1.4. Среда жизни или выживания
2.1.5. Немного терминов. Ощущение и восприятие
2.1.6. Требования к среде, ощущениям и поведению
2.1.7. Порядок конструирования АМ
2.2. Первая функция Животного – самоснабжение энергией
2.2.1. Как превратить дефицит в поведение?
2.2.2. Поиск и сближение
2.2.3. Контакт, захват и тестирование
2.2.4. Полезность на вкус и подсознание. Прием и усвоение
2.2.5. Запомнить вкусное – одно, а прекратить есть – иное
2.2.6. Нейтральная среда. Чем полезно бесполезное
2.2.7. Анализ результатов и их синтез
2.3. Диспетчер поведения или потребность?
2.3.1. Стартер, тормоз или диспетчер. И только ли?
2.3.2. Напряжение процесса адаптации
2.3.3. От инстинктов к теории условных рефлексов
2.3.4. Теория Сеченова и доминанта Ухтомского
2.3.5. Кларк Халл – предшественник Винера
2.3.6. Сеченов, Ухтомский, Халл, Винер и Г–жа Потребность
2.4. Вторая функция Животного – обеспечить безопасность
2.4.1. Рост опасностей и выбор их вида в среде
2.4.2. В эволюции и онтогенезе опасность вторична
2.4.3. Поведение и выявление опасности через боль
2.4.4. Боль в организме как «нулевая» безопасность
2.4.5. Потребность снятия боли и хаотическое поведение
2.4.6. Боль при голоде – начало иерархии
2.4.7. Кто «вводит» иерархию потребностей в психику
2.4.8. Как возникают первые основания добра?
2.4.9. Состав и иерархия нужд зависят от среды
2.4.10. Как возникает анестезия в эволюции
2.4.11. Спасение от боли и сохранение информации
2.4.12. Как записать опыт боли?
2.4.13. Как в эволюции боль подменяется страхом
2.4.14. Страх исчезает при опережающем поведении. Инстинкт и навык
2.4.15. Когда голод становится важнее боли
2.4.16. Страх как торможение агрессии. Первая рефлексия живого
2.5. Предвкушение – первая функция Животного на опыте второй
2.5.1. Предвкушение как рефлексия возможности снять потребность
2.5.2. Инверсия ассоциативной связи – Кто это сделал?
2.5.3. Предвкушение – позитивная предикция подсознания
2.5.4. Предвкушение и его связь с дофамином
2.5.5. Дофамин как сигнал важности информации
2.5.6. Дофамин и страх. Негативная предикция подсознания
2.6. Непустая память. Роль нового и изменений в среде
2.6.1. Новое и случай оборонительного состояния
2.6.2. Новое и случай исследовательского поведения
2.6.3. Память. Простота отмены полезности
2.6.4. Память. Сложность снятия страхов
2.6.5. Логический вывод к действию памяти – «Бог сохраняет всё»
2.6.6. Память в представлении психофизиологов - разночтения
2.7. Функции Психики Живого и структура памяти. Ассоциации в модели Винера
2.7.1. Ассоциации – классическое представление о памяти и ее
использовании
2.7.2. Модель Винера и действие ассоциаций
2.7.3. Память высшего Живого – иерархическая ассоциативная структура от
места рождения
2.7.4. Функции Психики Животных – выводы проекта
2.8. Навык. Его польза и его негативные следствия
2.8.1. Преобразование поведения в навык
2.8.2. Навык отменяет страх, когда его опережает
2.9. Замещение потребностей спасает психику
2.9.1. Замещение потребностей вообще
2.9.2. Истина. Потребность. Механизм замещения
2.10. Врожденное и приобретенное. Как учат детей
2.10.1. Врожденное и приобретенное в ассоциациях
2.10.2. Врожденные навыки пользы и страха
2.10.3. Приобретенные в первые дни страхи
2.10.4. Тестирование среды на добро
2.10.5. Безопасный мир «на вере» вместо обороны
2.10.6. Импринтинг как запоминание на «вере»
2.10.7. Копирование на вере у животных и детей
2.10.8. Начало личного и индивидуального обучения
2.11. Функциональное значение эмоций у Животных
2.11.1. Общий взгляд – эмоция непроизвольна
2.11.2. Являются ли эмоции причиной поведения?
2.11.3. Эмоция – отношение или коммент к процессу
2.11.4. Мы не смешиваем поведение зверей и людей. Но почему мы смешиваем
их эмоции?
2.11.5. Просто эмоции и их привязка к адаптации
2.11.6. Чувства по Е. П. Ильину в соотношении к перечню Маслоу
2.11.7. Об отражении эмоциями потребностей и о расширении эмоций
2.11.8. Эволюция и дифференциация эмоций
2.11.9. В чем ущерб тезиса «поведение определяется эмоциями»
2.11.10. Главная функция эмоций – коммуникативная
2.12. Воображения и Воля Животного – окно в сознание
2.12.1. Представления животных всегда конкретны
2.12.2. Начало сознания. Воля и трудное бремя выбора
2.13. О появлении Человека
2.13.1. Общение. Информация. Знак и смысл. Язык и адаптация
2.13.2. Язык Животных построен на единстве знака и смысла эмоций
2.13.3. К истории появления языка эмоций у Животных
2.13.4. Кризис среды и отсрочка потребностей через труд
2.13.5. Труд. Рост воображения и воли. Появление новых смыслов
2.13.6. Передать новые смыслы по-старому нельзя. Новый язык
2.13.7. «Простые идеи» обобщений, пространства, времени и причин не
априорны
2.13.8. Как возникает понимание, язык, интеграция и обобщение в детстве
2.13.9. Свойства смыслов, знаков и универсальная модель Мира
2.13.10. Почему воля нужна вместо инстинкта и эмоции
2.13.11. Манипуляция смыслами нового языка как процесс «мотивации»
2.13.12. К истории термина «мотивация»
2.13.13. Мотивация в схеме модели Винера
2.13.14. Префронтальная область коры – место увязки смыслов
2.13.15. Рабочая область или префронтальная часть коры – desktop
сознания
2.13.16. Навык. Человек в футляре и скука жизни
2.13.17. Навык удовлетворяет потребность, но не отменяет её
2.13.18. Навыки. Как «исчезают» потребности
2.13.19. Замещение поведения и замещение потребностей
3.1. История – рефлексы, цели или
потребности
3.2. Появление теории. Основные идеи и путь к ним
3.3. Существует ли потребность устранения боли
3.4. Устранение страха боли как потребность безопасности 1 (I)
3.4.1. Страх смерти у человека построен на сознании
3.4.2. Список потребностей идет от цели мотивации
3.5. Физиологические потребности
3.6. Потребность обеспечения и запасов или безопасности 2 (II)
З.6.1. Первая культурная потребность – забота о комфорте
3.6.2. Ресурс – средство обеспечения потребности
3.7. Потребность любви и принадлежности
3.7.1. Любовь в семье и ее гормональная поддержка
3.7.2. Место потребности в иерархии и её поддержка физиологией организма
3.7.3. Любовь – фактор генеза родового строя
3.7.4. Любовь как культура и база усвоения языка
3.7.5. Семья – безопасность, помощь, труд и альтруизм
3.7.6. Семья – отдых и восстановление участников
3.7.7. Секс или любовь? – Любовь!
3.8. Потребность принадлежности – отдельно
3.8.1. Принадлежность – потребность ли это?
3.8.2. Уникальность принадлежности в сроке удовлетворения
3.8.3. А есть ли доказательства важности?
3.8.4. Не в этом ли причина национализма?
3.8.5. Когда удовлетворены потребности любви и принадлежности?
3.9. Потребность общения
3.9.1. Общение в трех состояниях
3.9.2. Аффилиация у ребенка и взрослых
3.9.3. Общение после принадлежности
3.9.4. Что требуется в общении?
3.9.5. Когда общение – не потребность, а часть мотивации. Ошибка П. В.
Симонова
3.9.6. Поиск новизны в общении без цели и как потребность разнообразия
3.9.7. Деградация сознания в мире и в России – ряд причин
3.9.8. Любовь, принадлежность и общение в прошлом и теперь
3.9.9. Необходимость включения потребности общения в иерархию
3.10. Потребность уважения или безопасности 3 (III)
3.10.1. Ранжирование у животных. Война и мир. Статусный ресурс
3.10.2. О месте уважения в иерархии потребностей
3.10.3. Социал-дарвинизм и его первое отрицание в антропогенезе
3.10.4. Динамика статусных ресурсов. Типы статуса
3.10.5. Этические нормы – От Моисея до Канта
3.10.6. Уважение другого как наше позитивное ожидание
3.10.7. Искажение статусных ресурсов
3.10.8. Определение потребности уважения
3.10.9. Обобщение. Социальные базовые потребности – их рост и
соотношение
3.11. Метапотребности творчества
3.11.1. Единственна ли самоактуализация в росте личности? Ошибка Маслоу
3.11.2. Какие потребности возникают в свободное время?
3.11.3. Определение потребности творчества в психологии
3.11.4. Творчество на уровне физиологии
3.11.5. Место метапотребности в иерархии
3.11.6. Механизм регулярности запуска – воспоминание
3.11.7. Третья среда Человека – мозг и память
3.11.8. Общие польза и вред метапотребностей
3.11.9. Виды потребностей – метабазовые и метачистые
3.11.10. О причинах и соотношении распространения видов творчества
3.11.11. Метабазовые потребности. Польза и вред
3.11.12. Метачистые потребности. Достоинства и недостатки
3.11.13. Творчество врожденно или приобретается?
3.11.14. Ряд метапотребностей и одна направленность
3.11.15. Верно ли, что труд делает свободным?
3.11.16. А все ли должны быть творцами? Вред и проблемы
3.11.17. О познании, эстетике и самоактуализации
3.11.18. Творчество и границы свободы
3.12. Потребность самоуважения или совести
3.12.1. Почему самоуважение не является уважением
3.12.2. Самоуважение – метанужда как высшая личная тревога
3.12.3. Возможно ли самоуважение без уважения? Две культуры уважения
3.12.4. Первая культура – неформальное уважение
3.12.5. Уважение в смысле «не беспокоить других» уничтожает себя
3.12.6. Выводы: самоуважение – функция от уважения, но не всякого
3.12.7. Самоуважение. От страха среды к её управлению
3.12.8. Страх среды – объективное и субъективное
3.12.9. Страх среды. Жизнь одним днем влечет аномию
3.12.10. Первые кодексы этики и заповеди. Совесть ли это?
3.12.11. Этические нормы на вере. Их цена и их сила
3.12.12. Нормы и традиции на вере. Их слабость
3.12.13. От традиций через христианство и феодализм к науке
3.12.14. Наука и творчество – четвертая функция Человека
3.12.15. Выводы о связи уважения, творчества и самоуважения
3.12.16. От самоуважения к определению совести и нравственности
3.12.17. Совесть. Интуитивистские теории
3.12.18. Иммануил Кант. От интуитивизма к творчеству
3.12.19. Совесть. Эволюционная теория. Термины. Вариации понимания и
проблемы
3.12.20. Место самоуважения и совести в иерархии
3.12.21. Личная и социальная совесть. Различия
3.12.22. История. Средства. Вопросы. Будущее
3.12.23. Совесть. История появления
3.12.24. Совесть. Критика понятия и возражения
3.12.25. Совесть. Жизнь без неё – «железная» рука истории
3.12.26. Совесть. Социальные движения как результат
3.12.27. Совесть. Она от Бога, Разума или Среды?
3.12.28. Совесть – обратная связь творчества
3.12.29. Совесть – средство развития морали и законов
3.12.30. Нужна ли совесть всем?
3.12.31. Что делать с метабазовыми потребностями?
3.12.32. Что делать с неоднозначностью совести?
3.12.33. Будущее. Почему совестных мало
3.12.34. Будущее. Основания для оптимизма
3.12.35. Будущее. Золотое правило. Актив и пассив
3.13. Иерархия потребностей МАСЛЧЕТ в целом
3.13.1.
Состав иерархии потребностей
3.13.2. Потребности социальные и развития
3.13.3. Назначение мотивационной теории МАСЛЧЕТ
3.13.4. Новое представление – не пирамида, а кувшин
3.13.5. Определение психики Человека
3.13.6. Определение потребности вообще
3.13.7. Среда – три источника потребностей
3.13.8. Иерархия потребностей – группа аксиом
3.13.9. Качество прогноза, построенного на аксиомах
3.13.10. О значении теории Маслоу–3 для психологии
3.13.11. О значении теории для общества
3.13.12. Теория полна в части социальной тематики