Коррекция 24 июля 2016
Выставлено 16 июля 2016
(и уточнение понятий Жизни, Психологии и Информации)
В марте 2016 вышла моя работа "КУВШИН МАСЛОУ – ПСИХОЛОГИЯ ОТ СТРАХА БОЛИ ДО СОВЕСТИ"
© С. А. Четвертаков, 2016
Теперь появляется возможность дать определение потребности вообще
Обыватель не часто считает или замечает свои состояния как потребности - он чаще видит свои эмоции - он ставит себе цели. И большинству этого достаточно. Другое дело, что к эмоциям поведение не приложишь. А в практике людей и причины не часто ясны. И нередко само поведение рассматривается как непредсказуемый каприз Но то, что простительно не видеть обывателю, не надлежит делать представителям важного направления психологической науки - теории условных рефлексов. Теория условных рефлексов – это примитивная функциональная модель «аргумент – функция» наших (и животных) реакций на внешние сигналы. И в целом она не полна, но позволила в начальный период развития этой науки проводить эксперименты, которые можно подвергать статистическому анализу. В момент борьбы с идеализмом – это был первый способ показать повторяемость результатов. Логика очень важных и революционных тогда, но частично упрощающих понимание, исследований XX-го века привела к тому, что под потребностями ныне понимается нечто животное и обычно ниже пояса: гомеостаз и секс. Тонкие нюансы поведения человека - уважение, зависть, совесть, альтруизм и любовь, забота - оказались трудны для анализа и интерпретации. Их причины, по сути, лежат более в области философии и социологии. И это не стезя психологов. Кроме того, гуманитарная наука пытается по ряду причин, включая политкорректность и уважение мнений верующих сограждан, уйти от (неясного по значимости без приложений теории Маслоу) понятия о потребности. Взамен возникли более понятные в быту и менее точные в науке представления о психике как об источнике эмоций, влечений, интересов. Исследователи обратили свое внимание на еще более сложные, вторичные проявления психики человека – они вернулись к тонким и плохо объяснимым пока феноменам сознания – в частности, к целям, когнициям (познаниям и их применению) и к мотивации (мысленным основаниям и к планам собственного поведения). Потребность отставлена, как нечто неполезное, неудобное.
Психика. У феномена потребностей есть проблемы сложней и выше. Кто является носителем потребностей? Где место и источник потребностей в поле, в области Живого? Можно ли говорить о потребностях одноклеточного Живого организма? О потребности растения или гриба? Или о психике и душе таких организмов, как муравей или пчела? Например, пчела, автоматически выпуская жало для защиты улья, лишает себя жизни. И это означает, что пчела – робот.
Так мы приходим к выводу, что потребность есть свойство психики. У кого есть потребность, у того – и психика. Потому вопрос следует формировать еще шире – каково место и функции психики в Организме Живого?
Но далее возникает второй вопрос - какая часть Жизни обладает психикой, и как, под действием каких процессов она появилась? Это тоже проблематика определения понятия и феномена психики. Потому тема Психики автоматически влечет необходимость уточнения представления о Жизни и той фазы ее развития, которая порождает психику. Схему можно представить рисунком 1.
Рис. 1. Связь понятий Жизни,
Эволюции, Адаптации, Информации, Психики и Потребности
И мы кратко излагаем результаты в
нашей работе.
Жизнь — сосуществование организмов — систем высокомолекулярных органических соединений. Они развиваются на основе стихийного усложнения химических форм материи с использованием: а) углерода, б) водной среды в жидком состоянии, специфических в) газовой среды, г) свойств планеты (уровня гравитации и пр.) и д) условий устойчивого излучения энергии ближайшей Звезды — Солнца.
Такое развитие именуется Эволюцией и включает два стихийных процесса. Изменчивость организмов — их появление, изменение и усложнение вызываются флуктуациями Солнца и планетарной среды. Отбор организмов (естественный отбор) — их сохранение, существование и размножение — определяется выживанием организмов при их адаптации. Адаптация организма оказывается механизмом появления организма и его функций, и одновременно механизмом приспособление к среде.
Адаптация Живого организма
Модель адаптации (без копирования) произвольной системы в среде известна и представима моделью Норберта Винера (1947).Она построена изначально на двух объектах – среды и выделенной системы, существующей в среде. Что есть Жизнь, точнее, что есть Живое как система (или организм)? Жизнь – это, во-первых, то, что получает извне (из среды) энергию для своего роста и существования. А что есть существование? Под последним понимается приспособление к опасным или полезным воздействиям среды – и это второе, и размножение или репродукция как третье. Эти свойства именуют тремя функциями Живого или Жизни: 1) энергообеспечения; 2) защиты или безопасности и 3) воспроизводства (репродукции). В определении функций важно понимать смысл связи всех трех функций Жизни. Получение организмом а) энергии из среды требуется для б) защиты и в) роста и размножения. Обеспечение трех функций Живого вместе и образуют задачи адаптации каждого организма и появление вида (группы условно однородных) организмов в среде.
Нередко в определение Живого включают функцию "организация", подразумевая под этим структуру "организма", нечетко включая в это свойства составлять популяцию и разделяться по видам (таксонам), иметь некую определенность формы, дифференциацию органов и функций и т.п. Но организацией или отражательной способностью обладают многие неживые системы, например, кристаллы. Можно показать, что все исходные характеристики Жизни – три функции Живого и понятие Эволюции – однозначно определяют все остальные характеристики, которые авторы пытаются вложить в определение организма.
Эволюции Жизни или Живого
представляет появление и развитие многообразия форм и видов Живых
организмов на основе изменчивости и отбора (адаптации). Результатом эволюции становится Биосфера
Земли как целое, включая литосферу, атмосферу, гидросферу, фитосферу
и зоосферу.
Далее начинается изложение вклада
автора в данную тему.
Определение Жизни в чисто техническом смысле трех функций Живого является строго формальным, но имеет свои проблемы. Они возникают в двух или трех вопросах: Как возникает такая система? Почему она копируется? Почему она, однажды возникнув, не существует вечно?
Эти проблемы раскрываются лишь через природу той среды, в которой возникает само Живое. Получается, что если средой является Человек, то автоматические системы и приборы в духе Винера, создаются Человеком и копируются им самим. Тогда ответ кроется в существовании Человека, его свойствах и свойствах его социальной среды.
Тогда и по аналогии появление Жизни на Земле есть философские, а точнее, физические, проблемы той земной биохимической среды, в которой появляется Жизнь и отдельные новые системы-организмы. Речь идет об ограничении длительности существования живого высокомолекулярного организма во времени. Мы можем предположить, что сам факт случайного (но в некотором смысле закономерного) появления особой биохимически устойчивой системы в природе (среде) означает и предопределяет ее конечное разрушение, то есть ограниченное время существования – опять же в силу особенностей среды. Возможность случайного создания определяет и возможность случайного (в некотором смысле, таком же, как и при создании) разрушения. Но тогда проблема выживания таких систем (организмов) или продолжение их существования во времени определяется исключительно копированием или воспроизводством, размножением, делением таких биохимических объектов.
Вот почему модель адаптации Живого, в отличие от модели Винера, включает не только приспособление к наилучшему энергообеспечению и устойчивости к среде, но и наилучших форм размножения и воспроизводства (репродукции).
И верно – сама модель Винера возникала в приложении к созданию технических систем, хотя автор и предполагал ее распространение на Живые системы. Но в системе адаптации Винера нет никакой модели размножения. Модель размножения наука обнаружила лишь в анализе биохимических процессов «генетического» копирования свойств Живых организмов при производстве их новых копий. Процесс и требования, закономерности копирования создают новую проблему в эволюции. Имя ей «информация» как ценность и условие для копирования предшественника и «память» как носитель информации, средство ее хранения и переноса.
Живую природу или живой организм никто не "учит" адаптироваться к среде. Бездушная природа изначально изменяет простой организм случайным образом. Но если он копируется, то это означает, что природа случайным образом создает, а потом и изменяет и сам механизм копирования. Кроме того, природа много чаще изменяет сам состав тех биохимических свойств и процессов (генетический набор создания-копирования), в порядке которого возникает и развивается новая копия. Потому в начале, на первом этапе, эволюции изменения в предшествующей Жизни родительского организма превращаются в генетический код его репродуцированных наследников.
Через случайное изменение структуры организма в эволюции или же через случайные формы поведения, как и через последующий отбор адаптацией и репродукцией полезных органических форм – в эволюции репродуцируются самые полезные связи среды и реакций организма. Так возникают первые (врожденные) инстинкты и их наследование. Хозяйкой всяких изменений на первом этапе эволюции является сама Мать-Природа, то есть среда. Такой период накопления (генетической) информации означает исключительно врожденную способность к адаптации с передачей ее в репродукции. Так возникают (врожденные) инстинкты и их наследование.
Новым более поздним и развитым этапом в информационном "обеспечении" Живого организма оказывается появление памяти индивидуального текущего поведения организма, учет и сохранение в индивидуальной памяти полученного опыта поведения для последующего прижизненного использования приобретенной информации при исполнении функций жизни.
Личная информация опыта и ее запись в рамках отдельного организма есть новое достижение в эволюции.
Врожденная память и врожденная информация означает в эволюции нечто вроде роботостроения единого создателя – Природы. Робот реагирует равнозначно и не отличается ничем от других копий. Он не субъект – он объект как продукт Природы, которая тоже не является субъектом, то есть Творцом. Информация индивидуальная, то есть приобретенная, предполагает появление Памяти – индивидуального опыта. Субъектность как личное (хотя бы подсознательное), возникает в момент появления индивидуальной памяти и опыта. Информация – это некий материальный субстрат части биологического материала организма, который формируется при успешной адаптации. Далее он выступает как ЗНАКОВОЕ средство управления новой адаптацией, то есть исполняет информационную функцию. Информация далее облегчает при последующей адаптации в случае повторения таких же средовых условий более надежное осуществление адаптации. Предполагается, что информация используется в управлении реакций или поведения (рефлекс) организма в ответ на изменение среды (стимул) для осуществления функций Живого (рефлекса).
Такой накопленный информационный субстрат есть сочетание индивидуального материального носителя памяти и изменения его состояния под действием нового позитивного для адаптации опыта для использования на будущее. Такой субстрат означает соединение нейробиологического носителя памяти с записанной на нем информацией – особое изменение состояние носителя. Последующее считывание информации памяти в аналогичных условиях означает использование информации в поведении как полезного и важного отношения к среде для функции адаптации. Это «отношение для использования» и образует понятие информации.
Информация – это отношение организма к среде через выявленные
возможности реагировать на среду, использовать среду и
обнаруженные в среде возможности для достижения функций Жизни через
собственное последующее поведение.
Через отбор и репродукцию в организмах формируются средства временного (то есть выученного в опыте) запоминания (памяти) и перезаписи условий и реакций организма, которые могут обнаружиться в индивидуальном опыте Живого объекта. Так в Живом возникают элементы и функции памяти. Они позволяют вести переменную индивидуальную запись информации и ее использование. Это и есть функции приобретаемой информации при адаптации - остальное в самой работе.
В последующем развитии Живого в развитии систем приспособления (адаптации) возникают возможности индивидуального сбора опыта (отношения и информации) в жизни организма, сохранения его в собственной памяти для последующей адаптации. Эта особенность и создает предпосылки для появления феномена психики.
Устойчивой наименьшей единицей Живого (критерий – делимость, репродукция) стал организм под названием "клетка с ядром" (эукариота) или "без ядра" (прокариота). Клетка имеет явно выраженную оболочку, отделяющую ее от среды. У нее есть механизмы обеспечения 1) энергией, 2) защиты с помощью оболочки и 3) особый способ размножения. Важно отметить, что размножение есть передача всех свойств, включая и собственно размножение. Такой комплекс воспроизводимых свойств именуют в математике "рекурсией" – циклическим повторением свойств, включая способность передачи свойств. То есть рекурсия включает все три свойства Живого.
Дальнейшее развитие и усложнение Живого ведет к появлению многоклеточных организмов. Многоклеточность в свою очередь позволяет Эволюции развить и специализацию функций клеток. Это обеспечивает эффективное разделение "труда" клеток, то есть взаимодействия и групп клеток организмов. Последнее обеспечивает повышение надежности работы важных специализированных функций.
И такие группы образуют в организмах специализированные функциональные подсистемы. Так у Человека сформировано уже до двенадцати специализированных подсистем.
Обеспечение энергии и специализация организмов. В развитии организмов Живого происходит их разделение по формам получения (и использования) энергии среды.
Первичные живые организмы авто~ или фототрофные (авто — само, фото — свет, троф — пища) питаются органическим веществом, вырабатываемым этими организмами за счет энергии Солнца, или питаются неорганическими веществами, происходящими от разложения органических тканей.
Позже возникают вторичные организмы или «гетеротрофные» (гетеро — иной, троф — пища). Это потребители уже созданных первичными организмами энергоемких веществ — живой ткани и плоти, а так же пищи, которую представляет плоть других гетеротрофных организмов.
В жизни гетеротрофных поиск и движение в заданном направлении становятся обязательными функциями обеспечения пищей. Поиск и определение направления движения ведется с помощью появления функций ощущений среды.
Так образуются ведущие царства Живого. Они отличаются своей подвижностью.
Первичные или автотрофные оказались относительно жестко привязаны к месту жизни — освещению или локальному запасу в среде конкретных веществ. Потому и в усложнении автотрофные многоклеточные оказались столь же малоподвижны, не способны к движению за пищей. Они образовали Царства растений и грибов, стали продуцентами и самокормильцами. И в целом для них характерна неподвижность.
Потребители или гетеротрофные, возникшие позже, требуют экзогенной (экзо — внешний) органики – веществ, произведённых другими. В их жизни ощущения среды, поиск и движение в заданном направлении становятся обязательными функциями обеспечения пищей. Усложнение таких многоклеточных организмов образовало Царство Животных. Ощущение среды, поиск, движение к пище, ее тестирование стали важнейшими операциями для функции гомеостаза — энергетического баланса. Вторая функция Живого – обеспечение безопасности в пищевой конкуренции – тоже зависит в основном от ощущений и поведения. Например, безопасность зависит от раннего обнаружения опасности в ощущениях, как и от поведения, защитной борьбы или бегства. Поведение стало также и основой функции полового размножения — поиска партнера, его ощущения и движения к нему.
Ведущим признаком важности движения организма стала
физическая рама (хорда или позвоночник) этого организма, образующая
целостность мягких тканей и специализированных органов при его быстром
перемещении. Это образовало тип
хордовых и подтип позвоночных в Царстве Животных.
Психика. Появление специализированных (многоклеточных) функциональных подсистем ощущений и поведения у Животных требует создания и образует в эволюции необходимость системной координации взаимодействия таких подсистем. И еще раз. Очень существенно понимать, что всякая специализированная подсистема всегда является многоклеточной. Это и специализация в природе феномена Жизни, и надежность работы подсистемы. Специализация клеток есть источник и уровень появления психики. И это исключает обсуждение психики организмов уровня клетки.
Для координации специализированных систем возникает сначала распределенная нервная система, а позже и центральная координирующая. Только с созданием центральной нервной системы психика становится интегральной функцией информационной координации и адаптации. Психика это интегрированная (информационная) система централизованного управления поведением на основе ощущений среды и с памятью, которая в минимальной функциональности должна обязательно иметь компоненту приобретенной памяти. И это следует прямо из анализа роли индивидуальной (опыта) информации в процессе адаптации Живого в разделе о роли информации в адаптации. Опыт эволюции относительно вида в целом и врожденные программы памяти не образуют отличных форм отдельного субъекта внутри вида. Почему? Они не выявляют субъектность организма.
На основании сказанного полезно обратиться к современным лучшим определениям психики, которые дают философские науки. Довольно популярно такое определение психики:
«Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности».
Это определение несколько туманно и «кодирует» то, что понимают исключительно философы. Так под высокой организацией следует (вероятно) понимать многоклеточные организмы. Но это прямо не указано. То есть в определении справедливо исключаются адаптивные реакции простейших одноклеточных организмов, которые построены на недостаточных для развития психики белковых внутриклеточных механизмах ОДНОЙ КЛЕТКИ. Активное отражение – означает и восприятие, и поведение, включая воздействие на объективную среду. Это верно и ценно. Неотчуждаемая картина мира – означает наличие собственной памяти, которая достаточно сложна и пригодна для описания Мира. А саморегуляция предполагает адаптацию и продолжение жизни, то есть исполнение функций Жизни. Иначе, зачем вообще чего-то регулировать. Однако функции Жизни НЕ перечислены. Не указано, для чего существует "высокоорганизованная материя". Авторы создают у получателя представление, что материя только "активно отражает" для "построения модели Мира" и для "саморегуляции". А требовалось бы сказать, что "психика" есть "свойство такой саморегуляции", которая нужна для "существования этой материи" в указанном тройном смысле Жизни с помощью и посредством "отражения", "построения модели Мира" и "поведения саморегуляции", возникающего на ее основе. В определении не уточняется важнейшее условие и обязанность "существования материи" – ее воспроизводства или репродукции. Иначе, раз возникнув, материя должна существовать вечно.
Определение как бы разрывает на части все стороны всего целого, именуемого психикой.
Психика же предполагает следующее. Высокую организацию живой материи следует понимать в смысле: 1) многоклеточного живого организма; 2) со специализацией клеток при условии, что 3) специализированные подмножества клеток составляют специализированные органы, включая органы физического перемещения в пространстве – внешнего поведения, и 4) специализированные органы ощущений для определения состояний, возможностей и конфигурации внешней среды – модели Мира. И только в рамках «высокой организации» оказывается необходим специальный орган системного управления и координации работы подсистем ощущений, поведения и всех остальных подсистем. Высокая организация есть не что иное, как центральная нервная система, включающая специальные нервные клетки. И "неотчуждаемая картина мира" может строиться только на мощных многоклеточных ресурсах, образующих хранение достаточно сложной памяти окружающей среды в индивидуальном опыте самого организма как системы. Картина мира возникает из активного взаимного опыта контактов с ней (ощущение и ответное поведение). Это опыт не только генетического, а в лучшем случае, и приобретенного организмом уровня. И это уточнение должно быть введено в определение "высокоорганизованной материи".
В чем суть нашего уточнения высокой организованности? Управление поведением (начиная с перемещения в пространстве) в режиме «неотчуждаемой картины мира», то есть в режиме памяти, возможно только на высоком уровне физиологической специализации (клеток и органов) и функционального выделения центрального органа психики, то есть головного и спинного мозга, включая развитую подсистему многоклеточной памяти.
Можно сказать и точнее. Суть «высокой организации» заключается в специализации НЕ тканей и белков ВНУТРИ ОДНОЙ КЛЕТКИ. Клетка эволюционно первое Живое – имеет место на уровне одноклеточных организмов (типа инфузории-туфельки). У нее есть «память» и есть отражение свойств среды для «бегства» клетки от вредного и приближения к полезному.
На этой основе возникла и была популярна теория А. Н. Леонтьева об отражении Живого – признаке наличия психики.
Отражение как признак психического. С небиологической средой все ясно. Неживая материя тоже отражает среду, будь-то в виде гравитации, в световых волнах или в виде сжатого газа или пружины. Но одноклеточные биологические, несомненно, живые системы реагируют и даже адаптируются к колебаниям даже просто жидкой солевой или щелочной среды. При этом программная раздражимость вовсе не есть психика, хотя и является обязательно адаптацией – приспособлением, которое начинается с раздражения. Например, запоминание воздействий среды в обычных металлах имеет место даже на уровне магнитного гистерезиса. Использование такой памяти у клетки есть продукт отбора эволюцией. Например, алгоритм движения клетки по замкнутому пространству, который сохраняется до десятка минут, смонтирован самой эволюцией. Это не опыт данной клетки – перефразируя известное, можно сказать: «все клетки делают это».
«Высокая» организация управления требует много более сильной дифференциации НА УРОВНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ КЛЕТОК (И ОРГАНОВ). И известно, что это увеличивает СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ на ШЕСТЬ (6) порядков, то есть более, чем в миллион раз: от нескольких микрон в секунду до десятков метров в секунду.
Потому не пригодна теория А. Н. Леонтьева, который отражение на биологически нейтральные воздействия среды (стенка и преграды относится к таким) считал проявлением психического.
И мы начинаем обобщать. Психика – высшая форма адаптации многоклеточных Животных. Она являет собой специализированную подсистему управления подсистемой ощущений среды и своего поведения и подсистемой поведения, и обладает приобретенной в индивидуальном поведении памятью с информацией о наилучшем управлении ощущениями и поведением данного организма для выполнения всех трех функций Живого.
В этом определении уже исключены такие множества организмов, как часть насекомых, всегда волнующих исследователей – (эусоциальных - "полносоциальных") пчел и муравьев. Дело в том, что "разделение труда" таких животных включает специализацию особей или членов популяций, роев, муравейников и даже их колонн по функциям Жизни
В сообществе одни занимаются воспроизводством, а другие только кормлением и безопасностью. И это означает неполноту психики каждой части сообщества. "Отдать жизнь" за родной муравейник в автомате, а не по своей воле, означает, что психическими функциями в смысле системы и выживания обладает лишь зоосоциальное общество в целом. Но поскольку настройка трех функций Живого такого сообщества ведет (бездушная и не психическая) эволюция, это означает, что сама протосоциальная, точнее, псевдосоциальная система психики не имеет. Колония насекомых есть эволюционный автомат – тупиковый вариант когда-то индивидуально развивавшихся насекомых.
Чем же отличается высшая психика от психики в целом? Что есть высшее Животное, кроме Человека?
В работах советских и российских зоологов отмечены еще некоторые важные детали, образующие представления о параметрах высшей психики. Высшая психика по определению и цели выделения должна приближать нас к уровню появления или возможности появления новой психики Человека разумного.
Первое – уровень приобретенной памяти должен возрасти до возможности долговременного или прижизненного хранения индивидуального приобретенного опыта в памяти.
Второе – животные должны получить возможности универсального манипулирования предметами внешней среды, то есть в системе поведения необходимо иметь средства манипуляции.
Третье
– животные должны иметь доступ
к большинству объектов в максимальном разнообразии видов земной
среды. Животные, овладевшие физиологически лишь одной из
трех сред Земли (или средами, которые не имеют достаточного
разнообразия - например. только воздушной или водной средами), не
обладают перспективами развития высших психических
функций. К этому следует отнести и масштабы или
размеры (мощность) ощущения и восприятия объектов среды. Восприятие
лишь малой части существующих в среде объектов в силу размеров
животных и их практических адаптаций ограничивают возможности
психического исследования среды как целого. И это означает, что
животные в водной или только воздушной среде и животные малых
размеров с недостаточными органами ощущений или манипуляций (в
сравнении с остальными видами животных) не могут выйти на
высший уровень психического управления. Такова судьба и осьминогов, и дельфинов.
У первых нет перспектив и по причине отсутствия у головоногих хорды,
и по причине неэффективности вкусовых и тактильных ощущений рецепторов на щупальцах-конечностях.
Таким образом, высшая психика высших
Животных и для появления Человека отличается наличием
индивидуальной приобретенной длительной или пожизненной памяти,
способностью к манипуляциям средой, полноценным восприятием
большинства объектов во всех ведущих средах Мира – наземной, водной и
воздушной. То есть, высшей психикой является психика Животных и
Человека наличием:
– индивидуальной памяти о
приобретенном опыте, хранимой надолго или пожизненно;
– выполнения всех
функций Живого с учетом приобретенной памяти;
– способности к
множественным манипуляциям предметами среды;
– восприятия объектов
среды в размерах и различимости всех трех ведущих планетных сред.
Отдельным результатом нашей работы, который в этом материале не расшифрован, но дан в книге относительно подробно, является вопрос отличий Высшей психики Человека от психики Высших Животных, см. 2.13.
Первое. Общий (ассоциативный) принцип формирования и хранения памяти у обоих одинаков (кроме порядка изучения языка ребенком у Человека).
Второе. Модель Мира Животного используется и человеком. И она у ребенка так же конкретна, как у высшего животного, она может быть привязана к личному опыту в виде инстинкта или навыка.
Третье. У человека на его знаковом языке формируется вторичная модель Мира, которая оказывается универсальной и пригодной для самых разных потребностей и ситуаций, представляя обычно (но не всегда) объективные и закономерные связи мира.
Четвертое. Механизм использования новой модели Мира Человека требует дополнительных усилий через волевой на уровне сознания процесс МОТИВАЦИИ, но в то же время его возможность образует огромные преимущества перед Животными.
Тогда можно дать и переделанное исходное определение понятия психики, приведенное в начале раздела. Здесь нераскрытым является лишь деталировка понятия среды в широком смысле.
Психика – это свойство многоклеточного организма Царства Животных со специализацией функциональных многоклеточных подсистем, заключающееся в активном отражении организмом объективного мира среды и в построении и в сохранении модели Мира в памяти для последующего ее использования в адаптации организма в смысле (трех) функций Живого, через саморегуляцию как управление своими ощущениями и поведением.
И только после определения понятия Психики образуется понятие потребности. Такое понятие возникает из определения психики, как особого уровня адаптивных процессов через ведущие инструменты ощущений среды и поведения.
На уровне психики процесс адаптации должен пониматься как потребностный цикл или процесс удовлетворения потребности. Мы здесь даем определение для Высшего Животного и Человека, указывая на ситуации отличий между этими вариантами.
Потребность или "потребностное состояние" – это подсознательное состояние психического напряжения и потому организма при утрате адаптации в смысле функций Живого, такое состояние запускается под воздействием ощущений изменений среды (в широком смысле) - изменений, врожденных или выученных в опыте, см. представление среды в широком смысле в п. 3.16. Потребность в свою очередь запускает поведение и само снимается в поведении при достижении адаптации.
Потребность и потребностный цикл проявляют себя в поведении различным образом в зависимости от состояний памяти, качества и возможностей хранимой информации, отражающей свойства среды, времени, доступного для осуществления адаптации, формы поведения частично различаются в случае высшего Животного и Человека:
– при наличии врожденного опыта и отсутствии приобретенного опыта при воздействии среды потребность запускает врожденное поведение (на стадии доязыкового развития), см. 2.10. "Врожденное и импринтинг. Как природа бережет малышей";
– при отсутствии и врожденного, и приобретенного опыта при уникальном воздействии среды потребность запускает врожденное ПОИСКОВОЕ (хаотическое) поведение для обнаружения информации, то есть поиска полезного для адаптации поведения, получения нового или чужого (наблюдением или на уровне языка) опыта, как и опыта появления признаков – сигналов-предшественников появления дизадаптации, см. 2.2. "Первая функция живого – самоснабжение энергией" и 2.4. "Вторая функция Живого - обеспечить безопасность";
– при наличии приобретенного опыта при известном воздействии среды потребность запускается сама по известному предвестнику – ощущению среды и запускает далее приобретенное поведение для удовлетворения потребности, см. 2.7.2. "Модель Винера и действие ассоциаций";
– после устойчивого и регулярного удовлетворения потребности при воздействиях уже известного предваряющего сигнала среды психика по такому сигналу среды запускает на подсознании инстинктивный или приобретенный навык, опережая потребностное состояние, см. 2.8. "Навык. Как лишить себя радостей и снять страх", 2.13.16. "Навыки. Как «исчезают» потребности";
– при наличии приобретенного опыта, включая и языковую универсальную модель Мира (только для Человека или при обучении Человеком его языковой культуры), при воздействии среды в сложных случаях и при возможности отложенной потребности, появившаяся потребность запускает (волевое) сознание. Сознание оценивает потребность, обеспечивая на основе языковой модели проектирование и запуск поведения, контроль результатов; эти операции именуются мотивацией, см. 2.13.13."Мотивация в схеме модели Винера".
Мотивация – это процесс волевой работы сознания Человека по определению собственного потребностного состояния и планированию и выбору средств снятия потребности, форм и порядка поведения для удовлетворения потребности. Мотивация включает и контроль результатов поведения и степень удовлетворения потребности. Многие ситуации человек, не знакомый с психологией, рассматривает вне модели своих потребностей и своей адаптации в среде. В этом случае осознание воздействий внешней среды на основе модели Мира Человека позволяет сознанию ставить цель по коррекции угроз среды или использованию появившихся в среде возможностей. Тогда сознание Человека ставит цель как результат анализа среды и формирует средства и пути достижения цели. При этом сама цель оказывается внутри рамок не осознаваемой одной или нескольких актуальных потребностей.
В определении потребности Человека используется понятие «среды в широком смысле».
Среда в широком смысле характеризует три разных источника причин появления потребности:
а) первый источник – внутренние состояния самого живого организма, отражающие обычно состояния метаболизма или гормональные и другие физиологические состояния;
б) второй источник – изменение состояний или сигнал внешней среды, воспринятый через сенсорные ощущения; у Человека сигналом внешней среды дополнительно может служить появление в сознании представления в Психике от хранимой в памяти усвоенной модели Мира. Такое представление или воспоминание может запустить потребность независимо от того, насколько реально модель Мира отражает окружающую среду. Информация, извлеченная сознанием или мышлением из усвоенной модели Мира по важным ситуациям, может запустить потребность так же и во взаимодействии с факторами текущей внешней среды, например, с недостатком (ресурса) свободного времени;
в) третий источник – изменение состояний в системе памяти психики как третьей среды. Изменение внутренних состояний механизма памяти вызывает со временем самогенерацию предвкушений, прожитых в опыте состояний и видов деятельности, несущих удовольствие. Предвкушения возникают в результате непроизвольной (специфически спонтанной) активности коры головного мозга как особой телесной среды, активности, развиваемой или регулярно воспроизводимой на основе удовлетворения предыдущих потребностных циклов; такое может случаться и у тех животных, которые контролируются человеком.
Примечание. В определении среды в широком смысле источник в) не является общим, а применяется лишь в результате накопленного индивидуального опыта отдельного Человека, достигшего определенного высокого уровня развития, см. 3.12, метапотребности. Однако, Человек способен вызвать у Животного подобные психические состояния искусственно.