Коррекция Февраль 2013
Читая христианскую литературу мы всегда видим полный список «семи смертных грехов», которые признаны христианской теологией самыми страшными.
Это жадность, гордость, гнев, зависть, лень, похоть и чревоугодие. В системе Маслоу мы размещаем такие нравственные категории как потребности или как средства их удовлетворения по уровням: гнев, чревоугодие, похоть и лень, жадность, гордость и зависть
Вот как мы видим эти категории.
Гнев – это проявление агрессии в ответ на неудовлетворенную потребность в безопасности 1 - антитеза бегство от опасности, но агрессия как реакция на страх много опасней и вредней.(ПБ1)
Лень, похоть и чревоугодие можно рассматривать как средства удовлетворения физиологических потребностей (ФП) или выражение метапотребностей, построенных на таких физиологических потребностях (ПТ). Мы отмечаем, что лень или ничегонеделание есть чистое физиологическое и не социальное в человеке. Отсюда мы и определяем его как обобщенный по физиологическим потребностям метаболизм. Мы также отмечаем, что к потребности любви похоть никакого отношения не имеет. Донжуанство как кроличье стремление к случайным связям и их разнообразию или стремление сломать волю партнера, вызвать сексуальный интерес и совратить его, все это не относится к светлому понятию любви и заботы о близком человеке. Итак, это физиология или изощренная надстройка над физиологией.
Жадность – это стремление производить или накапливать ресурс, который бы гарантировал уверенное существование индивида или организации. Жадность – это накопление в чрезвычайной форме. В общем случае жадность обусловлена страхом опасности утраты имущества и гарантий. И тогда это потребность в безопасности 2. Обычно предполагается, что при жадности человек обижает других связанных с ним людей. Мы неоднократно характеризовали это свойство (черту) человека. Если считать, что бизнесмен концентрирует ресурс и власть ради самой власти и самого ресурса, то это жадность. Жадность тоже и много более часто, чем похоть или чревоугодие может быть метапотребностью человека (надстроенной над жадностью удовольствием накопления - денег). Тогда жадность выступает как творчество накопления. Но нередко цель предпринимателя развитие дела как пользы обществу, работникам, а возникающий в связи с делом ресурс является лишь сопутствующим и опосредующим средством развития. Часто и развитие дела является метапотребностью (творчества в бизнесе). Позитивное развитие бизнеса в этом случае нет оснований оскорблять словом «жадность».
Гордость (гордыня, амбиции) и её частая причина зависть (черная или белая) – это проявление стремления к уважению общества, в неудовлетворенном состоянии это есть потребность в уважении или в безопасности 3-го уровня. Здесь человек ищет не прямо ресурса, а статуса, ранга или признания такого уровня, при котором он получает доступ (в соответствии с рангом) к удовлетворению всех потребностей ниже, включая и доступ к соответствующим ресурсам каждой потребности ниже.
Интересно, что церковь и мудрый папа Григорий Великий уже в VI веке, утвердив список семи грехов, отвел для
гордости первое место, считая его главным пороком, из которого вырастают все
остальные. Для автора этих строк это очень интересная информация. Дело в том,
что анализируя потребность уважения, в результате анализа, мы пришли независимо
к этому же выводу в 2004 году, это звучало в такой форме:
для человека потребность в уважении можно определить как потребность в безопасности удовлетворения всех остальных потребностей при условиях группового доступа к любым полезным для социума ограниченным ресурсам. см. ссылку.
В таком представлении любая неудовлетворенная потребность может быть
удовлетворена достижением ранга или статуса, который обусловлен мотивацией
удовлетворить гордость. Гордость ведет к власти любыми путями, а власть
обеспечивает уже ресурс автоматически. В этом смысле гордость опаснее прямой
жадности. Гордость есть и стремление к политической власти, а жадность влечет
только к самому ресурсу, который тоже может дать власть. Но гордыня опасней для
людей в целом, ибо в ней путь к власти не имеет никаких принципов и может быть
не связан с трудом, но воздействует опасным образом на общество. Во времена
Рима Первого (его гибель только что прошла на глазах у
Римской церкви), так и во времена Византии и даже Рима Третьего гордыня
оказывается как всегда много важнее, ибо стремление к гордости приобретает государственную
власть и, как следствие, государственный ресурс, а частная жадность оказывается
тогда подавлена собственно произволом и гордыней государственной власти.
Примечание 2013 г. Короче, семь грехов в другом порядке - порядке Маслоу - отражают все ведущие потребности человека в их негативном проявлении - при том, что есть проявления и позитивные, о которых не говорится. И действительно, не в интересах церкви расслаблять людей, когда исправление паствы есть монополия института, именуемого церковью. Здесь, что существенно - в христианстве заявляется, что и младенец грешен с известными аргументами. В списке потребностей (как грехов) исключена любовь. И, конечно, это не грех - грех есть похоть или секс без любви. А любовь включает любовь к детям и ближним, см. десять заповедей. Собственно любовь и есть (или должна быть) основным тезисом христианской Веры со времен ее Создателя.
В целом же, действительно, мы видим множественные признаки того, что российское общество начинает понимать: бизнес как и институт власти, не ограниченный протестом или даже просто особым мнением работников или граждан, не ограниченный в своих монопольных притязаниях, становится жадным (и безответственным - потребность в безопасности всех уровней). А жадный и склонный к амбициям (гордыня) вместо "служения обществу" бизнес не может функционировать нормально. И будет большой революцией в российском обществе признать мысль Адама Смита: «Жадность приводит к богатству, только если она ограничена совестью». И скажем не к богатству, а сбалансированному развитию общества, что вытекает из свойств совести как проявления системности в развитии. Такое понимание не всегда (или всегда не) приходит быстро. Например, французская буржуазия осваивала мысль в ходе четырех потрясений: 1793, 1830, 1848 и 1871 гг. И вряд ли российская элита спасется от этих напастей трехметровыми заборами.
Апрель 2010
С. Четвертаков, Иерархия потребностей по Маслоу – общая теория мотивации для социологии, Гл. 5. Особенность потребности
уважения, ее инструментальное происхождение у человека и культурная
обусловленность, ссылка